Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

"Детский дом № 2" г. Биробиджан

Образование

В ОГОБУ "Детский дом № 2" реализуется Комплексная программа воспитания на 2013-2018 г.г. СКАЧАТЬ...


Дополнительное образование детей и взрослых осуществляется на русском языке.


Описание программы:

Важнейшей составляющей воспитательного процесса в детском доме является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной взрослой жизни. От качества этой работы зависит успешность вхождения выпускника детского дома в общество, включение его в социальную жизнь как равноправного участника и партнера.

Жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей без семьи, в условиях длительной изоляции в ограниченном коллективе наносит ущерб нравственному формированию личности ребенка. Нереализованная потребность в любви и признании, эмоциональная нестабильность положения ведёт ребёнка к совершению правонарушений. Дети интуитивно понимают: полагаться можно только на себя и поэтому утверждают себя всеми доступными средствами: нарушают морально-нравственные нормы, дерзят, лгут, ленятся.

Анализируя устройство бывших выпускников детского дома, мы увидели, что многие не умеют рационально планировать свой день, разумно распоряжаться личным бюджетом. Недостаточно развит опыт ведения домашнего хозяйства, соблюдение правил здорового образа жизни. В отдельных случаях недостаток коммуникативных навыков увеличивает риск отрицательного опыта создания собственной семьи, ведет к алкоголизму и наркомании, к аморальному образу жизни.

Имеет место пассивная, иждивенческая позиция (они стараются «выжать» максимум из своего «статуса»), что также увеличивает риски дезадаптации в постинтернатный период. Эти дети не умеют применять полученные практические навыки в самостоятельной жизни вне стен детского дома.

Для решения обозначенной проблемы, с целью приобщения воспитанников к жизненным ценностям разработана комплексная программа, включающая мероприятия, которые помогут ориентировать воспитанника в окружающем его мире, помочь ему определить гражданскую позицию, выстроить свою жизненную модель, обеспечить необходимую нравственную и эмоциональную поддержку.

Основными идеями, которые легли в основу программы, являются идеи педагоги поддержки, гуманизма, сотрудничества, общей заботы О.С. Газмана, педагогические технологии Г.К. Селевко «Руководство по организации самовоспитания школьников», «Самосовершенствование школьников»; И.П. Иванова «Методика коллективных творческих дел», «Личностно-ориентированный подход в воспитании»; сторонников деятельностного подхода в воспитании детей, «Ценностных отношений» Н.Е. Щурковой и Л.И. Маленкова; «Системно-ролевого подхода в воспитательной работе с детьми» Н.М. Таланчука.

Цель:

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.


Задачи:


Создать в детском доме единое воспитательное пространство; воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни; формировать правовую культуру; приобщать к духовно-нравственным ценностям; развивать активную жизненную позицию.


С учётом разновозрастных групп воспитанников, данная программа рассчитана на пять лет, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс программ по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации. При составлении программы соблюдалась преемственность между возрастными группами.


Основные направления реализации программы:

Программа состоит из самостоятельных программ по направлениям: здоровый образ жизни, правовая культура, духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, профориентационная работа, социально-бытовое ориентирование. Каждое направление помимо общих целей и задач, предполагает реализацию частных, более мелких целей, но от того не менее значимых. В течение года работа в группах идёт сразу по всем направлениям деятельности по циклограмме. В таблицах задана общая тематика мероприятий и годовые традиционные мероприятия детского дома, в соответствии с которыми воспитатели планируют работу с воспитанниками своей группы (в соответствии с возрастом воспитанников).

На основе данной программы воспитатели каждой возрастной группы могут составить программу для конкретной группы воспитанников на 3-5 лет.

Таким образом, выполнение программных мероприятий позволит обеспечить преемственность в освоении знаний, умений и навыков воспитанниками и достичь желаемого результата.

Работа по программам реализуется в комплексе. Нужно учитывать, что разделение работы по направлениям условно. Его задача - облегчить планирование воспитательной работы, при необходимости учесть всё многообразие видов деятельности с воспитанниками, обеспечивающей разностороннее их развитие.

С учетом вышеизложенного закрепляется комплексный подход к воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание реализации программы воспитания заключено в программах:

  • Программа духовно-нравственного воспитания «В мире света и добра!»;

  • Программа по формированию мотиваций здорового образа жизни «Это – наша территория здоровья!»

  • Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин


России»;

  • Программа профессионального самоопределения воспитанников детского дома №2 «Дорога в жизнь».


Принципы программы:

  • ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир), как основу здоровой личности;

  • ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить человеческие отношения за событиями, действиями, словами, поступками, предметами);

  • субъективности (содействие педагога развитию способности ребёнка быть субъектом собственного поведения, а в итоге в жизни);

  • принятие ребёнка как данности (т. е. принятие права ребёнка на данное поведение и производимый им выбор);

  • сотрудничества и сотворчества (тесное взаимодействие медико-психолого-педагогической службы, педагог-воспитанник);

  • преемственности.


Ожидаемые результаты:

  • разработаем и апробируем модель интеграционной воспитательной среды для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • увеличиться количество воспитанников, соблюдающих правовую культуру;

  • выработается потребность и навыки правомерного поведения, основанного на строгом выполнении закона;

  • сформируются навыки сохранения и укрепления здоровья, потребность в здоровом образе жизни.

Механизм реализации программы:

Механизмом реализации программы является ежегодный годовой план воспитательной работы. При планировании учитываются традиционные мероприятия, связанные с юбилейными датами и государственными датами; положения об областных конкурсах.

Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных направлений ежегодно представляется на педсовете.